Использование тактильных датчиков

15 октября 1998г. Москва.

Я оформил давно вынашиваемую идею использования тактильных датчиков в компьютерной технике. Развитие техники уже позволяло сделать следующий шаг в этом направлении. Как и во многих случаях, мой шеф Виталий Кеонджян, попросил меня составить документ на английском и отправил его своим партнерам в Америку. Не скажу, что это меня радовало, но я подчинялся, хотя все от идеи до ее оформления я делал по собственной инициативе и с моими служебными обязанностями это не было связано.

Tactil

Предложение - заявка
(Развитие персональных компьютеров)

  1. Суть предложения – популярно.

Каждый, кто когда-либо работал или играл с компьютером, наверняка подтвердит, что испытывал иной раз желание разнести компьютер в щепки или просто чертыхался из-за зависания компьютера или из-за других ошибок, либо оттого, что ошибся сам. Но все эти эмоции оставались недосягаемые для компьютера, если кто-нибудь и вправду не разбил его.
А что можно было бы сделать, если ваши эмоции были для компьютера доступны? – давайте немножко помечтаем и пусть вас не пугает, что в наше время мечты очень быстро реализуются!

Предположим, ваш компьютер имеет возможность реагировать на поглаживание, похлопывание или удар, то есть обладает как бы чувством осязания и это чувство или чувствительность компьютера можно развивать и адаптировать к пользователю (хозяину) компьютера. «Что ж из этого» – скажите вы, «Что толку, если я его теперь ударю?». Не спешите. Посмотрите, как можно много сделать с помощью мышки, хотя всего то две кнопки да стрелка на экране, а «адаптация» мышки к пользовательским программам позволяет вам с ее помощью и рисовать и писать музыку, не говоря уж о компьютерных играх. Сейчас не найти, пожалуй, человека, который бы сказал, что мышка совсем не нужна, а на заре ее появления таких было немало, если не большинство и специалисты спорили и отвергали идею ее применения. Не будем пока спорить, а попробуем продвинуться дальше в наших фантазиях.
Итак, вы включили свой IBM  или какой другой компьютер и, как только он загрузился, он сразу способен «чувствовать», то есть реагировать на силу и характер вашего прикосновения к чувствительной зоне – tactile zone.
Прошу не судить меня строго за английские слова. Я их ввел умышленно, чтобы легче, как мне кажется, понять суть предложения, придав английским звучанием принадлежность к компьютерному «железу».
Эта зона может быть на мышке, клавиатуре или на отдельной пластине – не важно. Сейчас важно, что такая зона есть и компьютер способен чувствовать прикосновение.
Поскольку характер прикосновений может быть весьма многообразен, то система будет даже способна защищать ваши данные, пока вы нужным образом не «погладите» свою машину, то есть не введете тактильный паспорт, но это так …

Работая с компьютером, вы можете в любой момент или в зависимости от ситуаций выразить свое отношение к компьютеру.
Программа, которая следит за выражением ваших чувств, постоянно анализирует ваше отношение к компьютеру в различных ситуациях и пытается вам угодить – это в ней заложено с рождения. Условно назовем эту программу «Гном». Гном отслеживает последовательность произведенных действий, приведших как к положительным эмоциям, так и к отрицательным. После того, когда ситуации повторяются и можно говорить о закономерности, Гном может вам сам инициировать начатую последовательность действий и, в случае вашего одобрения через tactile zone, действовать в следующий раз более решительно, предположим на шаг раньше.
В случае наметившейся последовательности, приводящей к отрицательным эмоциям, Гном может либо полностью их предотвращать, либо давать предупреждения. Более того, Гном может предлагать вам, как бы случайным образом, тот или иной сервис и ждать вашей реакции.
Для примера предположим, что каждый раз, вот уже сколько дней, вы, включая компьютер, сначала запускаете программу, где находится ваше расписание дня; затем чаще всего текстовый редактор и иногда какое-то музыкальное сопровождение. Предположим также, что вы еще не пользовались tactile zone и вдруг, включив компьютер, вы обнаруживаете, что Гном сам вам раскрыл расписание дня и ждет при этом реакции. Если реакция будет одобрительная (поглаживание), Гном завтра или при перезапуске компьютера обязательно повторит это действие. Затем, как только вы закончили работать с расписанием, а может и параллельно, Гном раскрывает вам текстовый редактор с последним документом и включает одну из любимых ваших мелодий. Ну, чем не друг! Если, невзначай, Гном взял на себя больше положенного, можно слегка его пожурить, щелкнув по tactile zone, или наказать, ударив по ней.

Вы спросите: «разве нельзя реализовать Гнома без tactile zone?» и будете правы – конечно можно, но отсутствие оперативности вашей реакции резко снижает шансы на привлекательность такой программы, а вернее сказать системы. Только подумайте, что при работе Гнома без tactile zone  вам придется выбирать мышкой один из трех – восьми вариантов ответа на предлагаемую реакцию к действиям Гнома. Наверняка вы попробуете, поиграетесь и откажетесь от всех услуг, так как производительность ваша на компьютере будет резко снижена.
При наличии tactile zone у вас реакция естественная и оперативная, так как число движений сокращено до минимума. Фактически можно сказать, что в tactile zone совмещены 3-8 функциональных клавиш и вам не надо опускать голову и напрягать зрение - на какую клавишу нажать, а только лишь дотронуться определенным образом до зоны.
Поскольку tactile zone настраивается на пользователя, то число вариаций может быть столько, сколько вы сами способны придумать и повторить. Минимальное число уровней три: поглаживание, слабый удар (щелчок) и удар (конечно, это условное название, поскольку под ударом можно понимать более сильное нажатие или щелчок – это как вам захочется настроить систему).

 

Для переносных компьютеров впрочем, как и для клавиатур стационарных компьютеров, возможно конструкторское решение «пристегивающихся» панелей с tactile zone.
Конечно, речь идет, скорее всего, о модернизации компьютеров.
При разработке новых портативных компьютеров на корпусе всегда можно отвести место для tactile zone либо в плоскости клавиатуры, либо с торцов, площадь зоны в таких компьютерах может быть ограничена несколькими квадратными сантиметрами (2-8 см. кв.).
На стандартных клавиатурах площадь зоны следует, наверное, обеспечить не менее 10-15 см. кв.

Если говорить о модернизации старых компьютеров, то для них более подойдут отдельные пластины с tactile zone, который пользователь сам определит, куда ее положить. В этом случае важно определить ее размеры дизайн и способ подключения.
Кроме того, можно допустить расположение tactile zone и на мышке. Однако проще это реализовать совмещением пластины и коврика под мышку. Что при этом волнует, так это наличие дополнительного провода, подсоединяющего пластину с компьютером, хотя это можно сделать через клавиатуру – соединение более короткое. Вторая проблема, которую следует предусмотреть – это возможный «наезд» мышки на tactile zone, что может привести к неверной реакции программы. Эта проблема легко решается, просто следует о ней помнить.

Для использования tactile zone в разнообразных компьютерных играх наверняка будут изготавливаться джойстики и другие манипуляторы с наличием таких зон. Сейчас, даже трудно представить все возможные варианты конструкторских решений, так как новые возможности компьютера дадут богатую пищу для программистов, которые в свою очередь через свои продукты будут подсказывать требования к размещению и использованию tactile zone.


 

 

Так, например, музыканты захотят, может быть вводить ритм или длительность звучания, а художники - густоту краски или нажим.
Ну и, наконец, совершенно на первый взгляд невообразимая вещь, это игрушка, подключенная к компьютеру, которая имеет тактильный датчик и вся из себя представляет tactile zone. Каждый пользователь выбирает себе образ по вкусу – кто зайца, кто крокодила, кто президента, а кто футболиста или певца. Думаю, что выбор будет широкий, да и самому можно будет менять облик игрушки. Я сам не видел, но говорят в Японии в подвалах фирм выставляют чучел с лицами руководителей, чтоб народ мог душу отвести, так вот у вас на столе рядом с компьютером появляется нечто похожее, но вы этой игрушке можете не только «вмазать», но и выразить благодарность. Думаю, что последнее вам придется делать чаще.

Кстати о чучелах. Если с помощью чучела в подвале можно определить отношение, скажем, к директору, то почему не выставить чучела на улицах городов России и определить отношение к политикам, особенно в предвыборную компанию – думается, получился бы очень забавный социологический опрос. Если уж доводить мысль до конца, то я бы сделал так: разместил чучела претендентов на центральных улицах и площадях в основных городах России и установил телекамеры, подключенные к интернету круглосуточно, как это делается сегодня во многих точках мира, в том числе и в Москве (например вы в любой момент можете посмотреть на реальную обстановку на Варшавском шоссе у здания МММ и может быть увидеть там своих знакомых). Нужно только у Японцев проконсультироваться – не является ли это призывом к насилию …
Общее число зон на компьютере может быть увеличено. Возможно также разделение одного поля на несколько зон, что удобнее для пользователя, но это впереди и по этому поводу есть соображения, но сначала давайте поработаем с одной зоной.

 

3. Заключение

Я убежден, что рано или поздно такая возможность общения с интеллектуальными устройствами будет реализована, так как потребность эта заложена в нас самой природой. Мы всегда (несмотря на богатые возможности передавать свое эмоциональное состояние голосом, мимикой или жестами) готовы что-то погладить или ударить. Рынок компьютерной техники и уровень программного обеспечения располагает к быстрому внедрению тактильной зоны – это новый прорыв общения человека с компьютером и развития интеллекта последнего. В будущем каждый компьютер, даже если он будет готов улавливать интонации в голосе, будет оснащен тактильными датчиками, как сейчас у каждого компьютера есть что-то наподобие мышки.

  Рубен Лачинов.

 

Hosted by uCoz